Краткая программа по проведению пленэра
(Предложение с учетом многолетнего опыта по проведению пленэра со студентами в высших художественных учебных заведениях г.Москвы).
составитель_________П.Белинский
На каждый этюд предусмотрено одно занятие 3 часа (4 академических)
Стоимость занятия – 700 р.
Пенсионерам скидки – 600 р.
1 блок
Живописная практика пленэр (1.архитектура, 2.пейзаж)
Этюды с натуры: формат листа А 2, акварель, гуашь, темпера - кол-во не менее 8 шт. Формат листа А 4, акварель, гуашь, темпера – кол-во не менее 10 шт.
Рисовальная практика (1.архитектура, 2.пейзаж)
а) длительные рисунки, формат А 3, кол-во не менее 6 шт.
Материалы: графитный карандаш ( 2 В – 4 В ), угольный карандаш, сангина - сепия, гелевая – шариковая ручка, цветные карандаши, маркер.
б) короткие рисунки животных и птиц, кол-во не менее 20 шт. формат А 4.
Материалы:графитный карандаш ( 2 В – 4 В ), угольный карандаш, графитный карандаш, сангина – сепия, гелевая – шариковая ручка, цветные карандаши, пастель, тушь, маркер.
Рекомендуемые места проведения пленэра: Коломенское, Царицино, Кусково, Крутицкое подворье, ГУК «Дарвиновский музей» в Москве (рисунки животных и птиц), парк Покровское-Стрешнево.
2 блок
Живописная практика пленэр (1.архитектура, 2.пейзаж)
Этюды с натуры: формат листа А 2, акварель, гуашь, темпера, - кол-во не менее 8 шт. Формат листа А 4, формат картона или холста А3, А2, акварель, гуашь, темпера, масло – кол-во не менее 10 шт.
Рисовальная практика (1.архитектура, 2.интерьер по выбору)
а) длительные рисунки, формат А 3, кол-во не менее 6 шт.
б) короткие рисунки, формат А 4, кол-во не менее 20 шт.
Материалы: графитный карандаш ( 2 В – 4 В ), угольный карандаш, сангина – сепия, гелевая – шариковая ручка, цветные карандаши, пастель, тушь, маркер.
По итогам каждого блока проводятся обсуждения и просмотр руководством и педагогическим составом студии. А так же предусмотрено проведение выставки.
Цели проведения пленэра по живописи и рисунку и способы его выполнения.
Непрестанно рисовать с натуры –
вот школа самая высшая и верная.
И.Е. Репин.
Задача пленэра – за короткий, ограниченный отрезок времени передать художественными средствами основную характеристику изображаемого объекта.
Пленэр крайне необходим как упражнение, позволяющие углубить знания и развить учебные навыки, полученные обучающимися в процессе обучения академической живописи и рисунку.
Программа по пленэру предусматривает выполнение работ определенной тематики, в ней определяются те материалы живописи, которые необходимо освоить в процессе работы над пленэром. Это позволяет систематизировать занятия, обеспечить должную последовательность в овладении навыками быстрого письма, что формирует достаточные предпосылки для дальнейшей, успешной самостоятельной работы над живописными работами.
Важную роль играет заложенная в программе по пленэру последовательность, систематизация и постепенность освоения обучающимися программы. Здесь крайне необходимо не только применение эффективных методов проведения занятий, педагогическое руководство ими, но и регулярность, и интенсивность работы обучающихся в отведенное на пленэр время.
Этюды подразделяются по времени на краткосрочные и длительные. Выбор вида и характера этюда зависит от поставленных преподавателем перед обучающимся задач, а так же от опыта владения тем или иным живописным материалом учеников студии.
Существенное значение в выполнении этюдов играет цельность видения натуры. На всех этапах выполнения этюдов обучающиеся должны стремиться выразить общее впечатление от изображаемого объекта. Обучающимся не следует сразу, во что бы то ни стало стремиться к предельному лаконизму этюдов. Сначала важнее научиться правдиво и убедительно передавать основные особенности изображаемых объектов с относительной степенью лаконичности изображения. Нужно развивать у себя умение ориентироваться на самые существенные особенности объектов (их общие очертания, главные части, соотношение этих частей). Выявление и обобщение подачи такой трактовки этих важных признаков изображаемых предметов поможет добиться желаемого качества этюда. Начинать работу на пленэре следует с установления целого, с характеристики больших масс, основываясь на методически обоснованном принципе выполнения работы: от целого – к частям, от главного – к второстепенному. Умение остро, убедительно, образно трактовать сюжеты, зависит как от обучения, так и наличия соответствующих способностей у обучающихся. Способность видеть остро, избирательно развивается и совершенствуется в результате систематической работы на пленэре.
В заключение следует подчеркнуть, что работа на пленэре способствует развитию глазомера, чувства пропорций, цвета, координации руки и быстрой ориентации в процессе выполнения этюда. Пленэр стимулирует умение точно и лаконично передавать самое существенное в работе. Пленэр воспитывает целенаправленное видение, активное, эмоциональное восприятие натуры, способность сравнивать и находить живописные соотношения. Помогает четко и быстро выявлять конструкцию и структуру объектов, их динамические, пластические, цветовые, ритмические характеристики.