Рабочая программа по дисциплине
«АКАДЕМИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ»
Составитель ___________П.Белинский
Всего часов: __560________
в том числе ___560________ аудиторных
____0_______ самост. раб.
Москва
1. Цель и задачи дисциплины
Целью преподавания дисциплины является развитие таких творческих способностей обучающихся как:
художественная наблюдательность, зрительная память, образное мышление,
творческое воображение, чувство цвета и колористических отношений.
Задачи изучения дисциплины:
- Изучение метода живописания с натуры;
- Овладение различными техниками живописи;
- Изучение основных живописных материалов.
- Содержание дисциплины
- Основные темы и краткое содержание дисциплины
№ п/п |
Дидактическая единица (ДЕ) |
Содержание |
|
1 уровень |
1 блок |
1 |
ДЕ1. Понятие «живопись». Природа цвета. Спектр. Акварель. Изучение акварельной техники. |
Рассказать о роли цвета в создании живописного произведения. Цвет в природе и живописи. Предметный цвет. Цвет, обусловленный воздушной средой. Закономерности построения объемной формы цветом. Понятие цветового круга. Влияние освещения на восприятие цвета. Цветовой тон, светлота, насыщенность. Объяснить технику акварельной живописи. Приемы работы акварельными красками – по сухой основе, по влажной бумаге. Практический показ приемов. 12 ч. |
2 |
ДЕ2. Натюрморт из простых по форме предметов на нейтральном фоне. |
(бумага формат листа А 2, гризайль, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт, передав объем предметов с учетом дневного освещения. 16 ч. |
3 |
ДЕ3. Натюрморт из простых по форме предметов на нейтральном фоне. |
(бумага формат листа А 2, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт, передав объем предметов с учетом дневного освещения. 16 ч. |
4 |
ДЕ4. Натюрморт из трех - четырех предметов на светлом (темном) фоне. |
(бумага формат листа А 2, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Изучить явление тонового контраста, связав светлый (темный) фон по цвету с предметами. Используется дневное освещение. 16 ч. |
|
1 уровень |
2 блок |
5 |
ДЕ5. Натюрморт из контрастных по тону предметов (гризайль). |
(бумага формат листа А 2, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Практически изучить явление тонового контраста. Написать натюрморт с учетом дневного освещения, передав тонально-пространственные отношения. 20 ч. |
6 |
ДЕ6. Натюрморт из контрастных по тону предметов. |
(бумага формат листа А 2, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Практически изучить явление тонового контраста, написать натюрморт с учетом дневного освещения, передав тонально-пространственные отношения. 20 ч. |
7 |
ДЕ7. Натюрморт в холодной (теплой) гамме. |
(бумага формат листа А 2, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт с учетом преобладания холодных (теплых) оттенков, их взаимовлияния и дневного освещения. 20 ч. |
|
2 уровень |
1 блок |
8 |
ДЕ8. Натюрморт на контраст, с преобладанием холодных оттенков. |
(бумага формат листа А 2, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Практически изучить явление цветового контраста с преобладанием холодных оттенков. Написать натюрморт, передав объем предметов цветом. Используется дневное освещение. 20 ч. |
9 |
ДЕ9. Натюрморт на контраст, с преобладанием теплых оттенков. |
(бумага формат листа А 2, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Практически изучить явление цветового контраста с преобладанием теплых оттенков. Написать натюрморт, передав объем предметов цветом. Используется дневное освещение. 20 ч. |
10 |
ДЕ10. Натюрморт из сближенных по цвету, но разных по тону предметов.(гризайль). |
(бумага формат листа А 2, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт, передав объем и тон предметов с учетом дневного освещения. 20 ч. |
|
2 уровень |
2 блок |
11 |
ДЕ11. Натюрморт с гипсовым орнаментом (гризайль). |
(бумага формат листа А 2, акварель). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт с гипсовым орнаментом, передав контраст гипса с окружающими предметами. Используется дневное освещение. 20 ч. |
12 |
ДЕ12. Натюрморт с гипсовым орнаментом. |
(бумага формат листа А 2, акварель, гуашь). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт с гипсовым орнаментом, передав характер фактуры гипса и влияние окружающих предметов на него. Ознакомиться с техникой работы гуашью. Используется дневное освещение. 20 ч. |
13 |
ДЕ13. Натюрморт из нескольких ярких по цвету предметов простой формы. |
(бумага для эскизов формат 10х15, кол-во 3 шт, бумага для основной работы формат листа А 2, акварель, гуашь). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт в декоративном стиле сохраняя гармонию цвето-тональных отношений, цельность пятна, с учетом доминирующей роли цвета и активностью письма. Используется дневное освещение. Взять за основу творчество художников: П.Сезан, А.Матисс, К.Коровин, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, Р.Фальк. 20 ч. |
|
3 уровень |
1 блок |
14 |
ДЕ14. Натюрморт из прозрачных предметов. Контражур. |
(бумага формат листа А 2, акварель, гуашь). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате, установив, взаимосвязь их пропорций друг к другу. Передать плановость с помощью цвето-тональных отношений. Используется дневное освещение. 16 ч. |
15 |
ДЕ15. Натюрморт из предметов крупной формы в интерьере. |
(бумага формат листа А 1, акварель, гуашь). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Установить взаимосвязь пропорций предметов, друг к другу. Передать плановость с помощью цвето-тональных отношений. Используется дневное освещение. 20 ч.
|
16 |
ДЕ16. Натюрморт из нескольких ярких по цвету предметов сложной формы. |
(бумага для эскизов формат 10х15, кол-во 3 шт, бумага для основной работы формат листа А 1, акварель, гуашь). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт в декоративном стиле сохраняя гармонию цвето-тональных отношений, цельность пятна, с учетом доминирующей роли цвета и активностью пятна. Используется дневное освещение. Взять за основу творчество художников. П.Сезан, А.Матисс, К.Коровин, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, Р.Фальк. 24 ч. |
|
3 уровень |
2 блок |
17 |
ДЕ17. Натюрморт из нескольких предметов с отличием фактуры и материала. |
(бумага формат листа А 2, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Живописными приемами передать материальность и фактуру предметов, обратив внимание на блики и рефлексы. Используется дневное освещение. 20 ч. |
18 |
ДЕ18. Натюрморт с гипсовой маской (гризайль). |
(бумага формат листа А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт с гипсовой маской, передав контраст гипса с окружающими предметами. Используется дневное освещение. 16 ч. |
19 |
ДЕ19. Натюрморт из нескольких предметов с искусственным освещением (оттенок освещения может быть разным). |
(бумага формат листа А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Осветить натюрморт направленным светом (софит), проследить изменение теплохолодности и тональности постановки. Написать натюрморт в декоративном стиле сохраняя гармонию цвето-тональных отношений, цельность пятна, с учетом доминирующей роли цвета и активности письма. Взять за основу творчество художников: П.Сезан, А.Матисс, К.Коровин, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, Р.Фальк. 24 ч. |
|
4 уровень |
1 блок |
20 |
ДЕ20 Натюрморт с гипсовой маской или рельефом. |
(бумага формат листа А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Написать натюрморт, выявив влияние цвета окружающей среды на гипсовый слепок. Изучение различных техник живописи. Используется дневное освещение. 24 ч. |
21
|
ДЕ21. Композиционный натюрморт из заданных предметов, контрастных по тону и по цвету. |
(бумага для эскизов формат 15х20, кол-во 3 шт, бумага для основной работы формат листа А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Определить композицию натюрморта с учетом заданного формата. Установить взаимосвязь пропорций предметов, друг к другу. Написать натюрморт в декоративном стиле сохраняя гармонию цвето-тональных отношений, цельность пятна, с учетом доминирующей роли цвета и активностью письма. Ознакомиться с техникой работы темперой. Используется дневное освещение. Взять за основу творчество художников: П.Сезан, А.Матисс, К.Коровин, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, Р.Фальк. 36 ч. |
|
4 уровень |
2 блок |
22 |
ДЕ22. Двухуровневый натюрморт из сложных предметов. |
(бумага формат листа А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Скомпоновать натюрморт в заданном формате. Установить взаимосвязь пропорций предметов, друг к другу. Соотнести разные уровни постановки между собой, приведя их к единому композиционному целому. Передать плановость с помощью цвето-тональных отношений. Применение дневного освещения. 28 ч. |
23 |
ДЕ23. Натюрморт в интерьере. Вписать постановку в окружающую среду (интерьер) |
(бумага для эскизов формат 15х20, кол-во 3 шт, бумага формат листа А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Определить композицию натюрморта с учетом заданного формата. Установить взаимосвязь пропорций предметов, друг к другу. Передать материальность предметов. Вписать постановку в окружающую среду (интерьер). Передать плановость с помощью цвето-тональных отношений, сохраняя цельность пятна. Решение постановки в декоративном стиле с учетом доминирующей роли цвета и активности письма. Используется дневное освещение. Взять за основу творчество художников: П.Сезан, А.Матисс, К.Коровин, К.Петров-Водкин, П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, Р.Фальк, А.Осмеркин. 32 ч. |
|
5 уровень |
1 блок |
24 |
ДЕ24. Голова натурщика. |
(бумага формат листа А 2, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Определить композицию. Изучение цветовых и тональных отношений при письме живой модели. Выбор освещения на усмотрение преподавателя. 16 ч. |
25 |
ДЕ25. Этюды натурщика в интерьере. |
(бумага формат листа А 3, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Написать несколько этюдов, изобразить разными живописными техниками. Кол-во этюдов 5 шт. (3 шт. – с дневным освещением, 2 шт. – с искусственным освещением). 20 ч. |
26 |
ДЕ26. Композиционный натюрморт. Решение в определенной художественной стилистике. (постимпрессионизм,фовизм, кубизм, пуризм) – Западная Европа. (бубновый валет) – Россия. |
(бумага для эскизов формат 15х20, кол-во 3 шт, бумага для основной работы формат листа А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: выполнить натюрморт по мотивам работ перечисленных художников по выбору: а) постимпрессионизм – П.Сезан, б) фовизм – А.Матисс. в) кубизм – П.Пикассо, Ж.Брак, г) пуризм – А.Озанфан, Ле Корбюзье, д) Д.Моранди, Р.Гуттузо, Д.Кирико. е) бубновый валет – П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, Р.Фальк, А.Осмеркин. Определить композицию натюрморта, с учетом выбора стиля и заданного формата. Взяв за основу натуру, написать натюрморт, сохраняя гармонию цвето-тональных отношений с учетом доминирующей роли цвета и активности письма. Использование дневного освещения. 24 ч. |
|
5 уровень |
2 блок |
27 |
ДЕ27. Костюмированная постановка, фигура натурщика (сидя). |
(бумага формат листа А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Задачи: Скомпоновать, построить и написать постановку, с учетом характера натуры и портретного сходства. Выбор освещения на усмотрение преподавателя. 28 ч. |
28 |
ДЕ28. Постановка в интерьере. (фрагмент интерьера с натюрмортом и фигурой натурщика). |
(бумага для эскизов формат 15х20, кол-во 3 шт, бумага для основной работы формат листа А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Скомпоновать, построить и написать постановку с учетом характера модели и особенностью фрагмента интерьера с натюрмортом. Определить их пластическую взаимосвязь. Написать постановку в декоративном стиле, сохраняя гармонию цвето-тональных отношений с учетом доминирующей роли цвета и активности письма. Выбор освещения на усмотрение преподавателя. Взять за образец творчество художников: а) постимпрессионизм – П.Гоген, П.Сезан. б) кубический реализм – Р.Гуттузо, в) бубновый валет – П.Кончаловский, А.Куприн, И.Машков, Р.Фальк, А.Осмеркин, г) К.Петров-Водкин, М.Сарьян, д) группа ОСТ – А.Дейнека, Ю.Пименов. 32 ч. |
29 |
ДЕ27. Обнаженная фигура человека (сидя или стоя). |
(бумага, картон для эскизов формат 15х20, кол-во 3 шт. Для основной работы формат А 1, акварель, гуашь, темпера, масло). Скомпоновать, построить и написать постановку с учетом характера и особенности модели. Определить пропорции и пластическую выразительность фигуры. Написать постановку, сохраняя гармонию цвето-тональных отношений с учетом доминирующей роли цвета и активности письма. Выбор освещения на усмотрение преподавателя. 32 ч. |
2. Итоговый контроль
В течение каждого блока проводятся промежуточные просмотры и обсуждения.
Итоговый просмотр проводится руководством и педагогическим составом студии.