Учебная программа по Рисунку

           

 

                

                     

          

                      Рабочая программа по дисциплине

                      « АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК»

 

 

                    Составитель  ___________П.Белинский

 

                                                      

                    Всего часов: __1240________

                    в том числе ___1240________ аудиторных

                    _____0______ самост. раб.

 

 

                    Москва

 

 

 1. Цель и задачи дисциплины

 

 

Целью преподавания дисциплины является изучение основ изобразительной грамоты

и формирования умений и навыков реалистического изображения.

 

Задачи изучения дисциплины:

  • Изучение закономерностей природы;
  • Постижение принципов и методов тонально-пространственного изображения объемной формы средствами рисунка;
  • Изучение и изображение фигуры человека;
  • Повышение рисовальной культуры и формирование эстетических вкусов художника, дизайнера.

 

  1. Содержание дисциплины

 

  1. Основные темы и краткое содержание дисциплины

 

№ п/п

Дидактическая единица (ДЕ)

Содержание

 

            1 уровень

                                         1 блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Рисунок, как основа изобразительного искусства (вводная лекция). Конструктивное построение геометрических тел.

 

 

 

 

ДЕ1. Геометрические тела (гипс).

Узнать основные теоретические положения реалистического рисунка, задачи теоретического курса рисунка на факультете дизайна; основные сведения о законах линейной и воздушной перспективы; понятия «точка зрения», «угол зрения», «линия горизонта», «предметная плоскость», «картинная плоскость», «точка схода», «вспомогательные линии построения»; методы перспективного построения и проверки изображений в рисунке; ознакомиться с принципами перспективного построения различных по форме геометрических тел в процессе создания конструктивного линейного рисунка.

Рисунок натюрморта составленного из двух геометрических тел (куб и конус или призма и пирамида) (бумага формат листа А 3, карандаш). Задачи: Освоить навыки конструктивного построения изображения. 12 ч.

2

ДЕ2. Геометрические тела (гипс).

Рисунок натюрморта, составленного из трех гипсовых геометрических тел (куб, шар, пирамида, или параллелепипед, конус, призма) (бумага формат листа А 2, карандаш). Задачи: Закрепить навыки конструктивного построения изображения, сформировать представление о закономерностях распределения светотени на объемных геометрических и круглых телах. Передать особенности лепки объемной формы, пространственное положение этих предметов на плоскости. Не доводить рисунок до окончательной степени выявления материальности, сохраняя сквозное построение формы. 20 ч.

3

ДЕ3. Рисунок гипсовой розетки.

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Уяснить принципы построения и последовательности выполнения рисунка розетки; закомпоновать изображение на листе бумаги; наметить общие очертания розетки и ее деталей; выявить с помощью светотени форму, характер и рельеф розетки. 24 ч.

 

4

ДЕ4. Рисунок вазы простой формы, на кубе.

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Изучить способы построения крупной формы в пространстве, не доводя рисунок до окончательной

степени выявления материальности, сохранив сквозное построение формы. 24 ч.

5

ДЕ5. Рисунок драпировки.

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Познать основные виды складок, принципы образования их на ткани, особенности моделировки складок в рисунке. Изучить возможности использования графитного карандаша для убедительной передачи рельефа и характера складок. 28 ч.

6

ДЕ6. Наброски фигуры человека.

(бумага формат листов А 4, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека, и по возможности стилизовать. 12 ч.

 

 

            1 уровень

                                       2 блок

7

ДЕ7. Архитектурные детали (капитель дорическая, ионическая).

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Построить сложную форму капители, опираясь на законы перспективы и симметрии. Точно передать пропорции, не доводя рисунок до окончательной степени выявления материальности, сохранив сквозное построение формы. 28 ч.

8

ДЕ8. Рисунок двух геометрических тел с разным освещением. (В виде двух коротких рисунков на одном листе).

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Сформировать представление о закономерностях распределения светотени на объемных геометрических и округлых телах. Передать особенности лепки объемной формы, в зависимости от интенсивности освещения. 24 ч.

9

ДЕ9. Натюрморт из предметов крупной формы.

(тонированная бумага, планшет 55х75, формат листа А 1, сангина, сепия).

Задачи: Передать материальность и фактуру предметов, используя выразительные возможности мягкого материала, а также характеристику тональных градаций отдельных участков натюрморта. Ознакомить с практическими приемами обобщения, передачи целостного звучания натюрморта, а также научить студентов практическим  навыкам работы с мягким материалом по тонированной бумаге (сепия, сангина, уголь рисовальный, прессованный, соус коричневый и др.). Объяснить способы тонирования бумаги и метод ведения рисунка, а также практически показать способ обтягивания планшета бумагой. 24 ч.

10

ДЕ10. Части лица Давида (нос, глаз, губы, ухо).

 (бумага формат листов А 2, карандаш).

Задачи: Ознакомить студентов со строением отдельных частей головы человека на гипсовых слепках. В отличие от живой модели слепки не подвижны, бесцветны и крупного размера. В процессе рисования необходимо обратить внимание на большую форму, т.е., увидеть глаз как шар и т.д., а так же ознакомить студентов с пластической анатомией лицевой части головы человека. На одном листе выполняются два рисунка одинакового размера, в разных ракурсах. 32 ч.

11

ДЕ11. Наброски фигуры человека.

(бумага формат листов А 4, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. 12 ч.

 

 

            2 уровень

                                      1 блок

12

ДЕ12. Рисунок черепа человека в двух ракурсах.

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Изучить строение черепа, как основы формы головы человека. На одном листе выполняются два рисунка одинакового размера, в двух ракурсах. Череп ставится на уровне глаз рисующего, избегая сильных перспективных сокращений формы. Рассказать об особенностях пластической анатомии черепа человека. Объяснить общую форму черепа, состоящую из шарообразной черепной коробки (мозговой части черепа и лицевой с примыкающей к ней нижней челюстью). 40 ч.

13

ДЕ13.

Конструктивный рисунок предметов окружающей среды. (телефон, мясорубка и т.п.)

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Рисунок выполняется контуром с легким применением тона, с разбором объема предмета и нахождением точных пропорций, с выявлением его конструктивных особенностей в различных ракурсах. 36 ч.

14

ДЕ14. Рисунок обрубовки головы человека

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Изучить большую форму головы человека, обратив внимание на закономерность в выподлнении объемной формы головы. Точно передать пропорции, не доводя рисунок до окончательной степени выявления материальности. 28 ч.

15

ДЕ15. Наброски фигуры и головы человека.

(бумага формат листов А 4, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. 16 ч.

 

 

            2 уровень

                                       2 блок

16

ДЕ16. Рисунок экорше головы человека.

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Нарисовать анатомическую модель головы человека (модель Гудона). Изучить пластику лица в зависимости от основных мышц. Понять конструктивную форму головы. Изучить пластическую анатомию головы человека. Объяснить роль черепа и мышц в образовании формы головы. Показать основные опорные точки для построения головы. 28 ч.

17

ДЕ17.

Конструктивный рисунок предметов окружающей среды крупной формы: Прялка, пишущая машинка, мольберт и стул.

(бумага формат листа А 1, карандаш).

Задачи: Рисунок выполняется контуром с легким применением тона, с разбором объема предмета и нахождением точных пропорций, с выявлением его конструктивных особенностей в различных ракурсах. 40 ч.

18

ДЕ18.

Конструктивный рисунок предметов окружающей среды с частью интерьера:

Ваза, драпировка и шар, или мольберт, драпировка и стул.

(бумага формат листа А 1, карандаш).

Задачи: Рисунок выполняется контуром с легким применением тона, с разбором объема предмета и построением и изображением части пространства в котором он находиться. 36 ч.

19

ДЕ19. Наброски фигуры и головы человека.

(бумага формат листов А 4, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. 16 ч.

 

 

            3 уровень

                                       1 блок

20

ДЕ20. Рисунок гипсовой головы ( Дорифор, Антиной ).

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Построить, промоделировать тоном рисунок гипсовой головы с передачей материальности (фактуры гипса). 40 ч.

21

ДЕ21.

Рисунок гипсовой головы ( Сократ, Гаттамелата ).

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Нарисовать гипсовую голову с ярко выраженной портретной характеристикой (гипсовые слепки с римских портретов). 40 ч.

22

ДЕ22. Наброски фигуры и головы человека.

(бумага формат листов А 4, А 3, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. 40 ч.

 

 

            3 уровень

                                      2 блок

23

ДЕ23. Конструктивный рисунок маски льва.

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Построить сложную форму маски, опираясь на законы перспективы и симметрии. Точно передать пропорции. Не доводить рисунок до окончательной степени выявления материальности, закрепить навыки конструктивного построения изображения. 32 ч.

24

ДЕ24. Гипсовая голова с плечевым поясом ( Гомер, Софокл ).

(бумага формат листа А 1, карандаш).

Задачи: Построить, промоделировать тоном рисунок гипсовой головы с плечевым поясом, передать материальность. Изучить связь головы с плечевым поясом. 44 ч.

25

ДЕ25. Наброски фигуры и головы человека.

(бумага формат листов А 4, А 3, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. 44 ч.

 

 

 

 

            4 уровень

                                     1 блок

26

ДЕ26. Рисунок гипсовой головы человека с плечевым поясом (Аполлон Бельведерский).

(бумага формат листа А 1, карандаш).

Задачи: Построить, промоделировать тоном рисунок гипсовой головы с плечевым поясом, передать материальность. Закрепить знания по построению головы человека. Изучить связь головы с плечевым поясом. 40 ч.

27

ДЕ27. Фрагмент интерьера с фигурой натурщика.

(бумага формат листа А 1, карандаш).

Задачи: Построить фрагмент интерьера в заданном формате. Закомпоновать и построить фигуру натурщика. Обратить внимание на построение большой формы фигуры, постановки ее на плоскость и на выявление конструктивных связей. Рисунок не доводится до окончательной степени выявления материальности, сохраняется сквозное построение. 36 ч.

28

ДЕ28. Наброски фигуры и головы человека

(бумага формат листов А 4, А 3, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. 44 ч.

 

 

             4 уровень

                                      2 блок

29

ДЕ29. Голова натурщика в мягком материале.

(бумага формат листа А 2, уголь, сангина, сепия, соус).

Задачи: Анализ особенностей анатомического строения головы человека. Выявление конструктивно – анатомической структуры (выступы скуловых костей, глазничные впадины, носогубные складки). Передать особенности проработки формы мягким материалом. 28 ч.

30

ДЕ30. Голова натурщика в двух ракурсах.

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Изучить голову в различных поворотах, закомпоновав ее в двух ракурсах в заданный формат. Передать характер, движение и пропорции. Выявить конструктивно-анатомическую структуру (выступы скуловых костей, глазничные впадины, носогубные складки). Выявить материальность (блеск глаз, фактура волос, особенности кожи лица). 44 ч.

31

ДЕ31. Наброски фигуры и головы человека.

(бумага формат листов А 4, А 3, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. 48 ч.

 

 

             5 уровень

                                       1 блок

32

ДЕ32. Рисунок рук натурщика в трех ракурсах.

(бумага формат листа А 2, карандаш).

Задачи: Анализ особенностей анатомического строения кистей рук человека. Закомпоновать кисти рук в различных поворотах в заданный формат. Промоделировать форму тоном и передать материальность. 24 ч.

33

ДЕ33. Костюмированная постановка, фигура натурщика (сидя).

(бумага формат листа А 1, карандаш).

Задачи: Закомпоновать и построить фигуру в заданном формате. Правильно передать пропорции, характерные особенности модели, а так же ее позу и опору на плоскости. Обратить внимание на портретное сходство. Рисунок ведется с длительным разбором формы и применением тона. Выполнить фигуру натурщика во взаимосвязи с окружающей средой (интерьером). 60 ч.

34

ДЕ34. Наброски фигуры и головы человека.

(бумага формат листов А 4, А 3, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. 36 ч.

 

 

             5 уровень

                                       2 блок

35

ДЕ35. Зарисовки одетой фигуры натурщика.

(бумага формат листов А 2, уголь, сангина, сепия).

Задачи: Правильно передать пропорции, характерные особенности модели, а так же ее позу и опору на плоскости. Закрепление навыков рисования человека, приобретенных студентами. Кол-во зарисовок 6 шт. 32 ч.

36

ДЕ36. Задание по выбору:

 

1).Объемно-пространственная многоуровневая композиция из предметов крупной формы с частью интерьера.

 

2). Рисунок интерьера с фигурами.

1). (бумага формат листа А 1, карандаш).

Задачи: Закомпоновать и построить постановку в заданный формат. Соотнести масштаб и пропорции отдельных частей постановки между собой, с целью выявления общей структуры и характера композиции. Выполнить постановку во взаимосвязи с окружающей средой (частью интерьера), выдержав большие отношения в рисунке. Рисунок не доводится до окончательной степени выявления материальности, сохраняется сквозное построение с условной тональной разработкой. 48 ч.

2). (бумага формат листа А 1, карандаш).

Задачи: Построить интерьер.Выявить структуру и характер интерьера. Закомпоновать фигуры человека в заданный формат. Передать пропорции моделей их движение и пластику. Соотнести между собой масштаб интерьера с масштабом фигур. Передать взаимосвязь отдельных частей и целого; выдержав большие отношения в рисунке. 48 ч.

37

ДЕ37. Наброски фигуры и головы человека.

(бумага формат листов А 4, А 3, карандаш, уголь, сангина, сепия, акварель, фломастер и др.).

Задачи: Короткие зарисовки фигуры и головы человека в различных техниках. Основная цель наброска – сохранить пропорции фигуры и головы человека и по возможности стилизовать. 24 ч.

38

ДЕ38 Рисунок обнаженной фигуры человека

 

(бумага формат листов А 2, А 1, карандаш, уголь, сангина, сепия).

Задачи: Правильно передать пропорции, характерные особенности модели, а так же ее позу и опору на плоскости. Закрепление навыков рисования фигуры человека. 56 ч.

Итого по учебному плану: 1240 ч.

 

2.   Итоговый контроль

В течение каждого блока проводятся промежуточные просмотры и обсуждения.

Итоговый просмотр проводится руководством и педагогическим составом студии.