Живописец Игорь Попов

Среди московских живописцев активно работавших в 1960-1970-х годах, особое место занимает Игорь Александрович Попов с его лирическо-психологической направленностью творчества. Это, прежде всего, выразилось в том, что художник всегда стремился выразить в, казалось бы, камерных мотивах и внешне бесхитростных сюжетах глубокие мысли и свое философское отношение к окружающему миру, к современной действительности. И.Попов сформировался как зрелый мастер в поездках по северным русским землям. В его произведениях старые города с их устойчивым, патриархальным бытом, где тесно переплелись вековая традиция, и современность, представляют собой особый культурно-социологический пласт национального своеобразия России.

В начале 1960-х годов И.Попов наравне с В.Стожаровым, Э.Браговским, И.Сорокиным как бы заново открывает забытые малые русские города. Изображая провинциальные улочки с их сложным многоголосым ритмом, И.Попов передает их как своеобразную визитную карточку традиционного образа жизни. В этом цикле можно выделить ряд работ посвященных Судиславлю. Город раскрывается перед зрителем как тихий, уютный мир провинции. Поэтизация городского мотива с его размеренной, устоявшейся жизнью, выступает у живописца в контексте программной установки художников традиционалистов на отображении жизни русской провинции. И в этой трактовке у И.Попова прослеживается много общего с мастерами предшествующего поколения и связь с кругом объединения «Союз русских художников» очевидна. Та же красочность и «нарядность» письма, схожесть композиционного построения картины. Но в то же время И.Попов художник другого времени и его нравственные и жизненные позиции диктуют несколько иную установку на творчество. В отличие от живописцев объединения «Союз русских художников» например, А.Васнецова, К.Юона, у которых активность изображения окружающей действительности совпадает с реальной красочной жизнью провинции начала XX века, И.Попов в творчестве решает задачу сохранения и показа русской провинции, которая еще не пропала под натиском «машинной» цивилизации. Здесь речь идет, прежде всего, о той еле уловимой атмосфере ностальгии, по маленьким провинциальным городкам с их затейливым ритмом улочек и размеренной, устоявшейся жизнью. Все это И.Попов показывает, а это важно, мощным, живописным мазком, что придает его работам праздничную декоративность и материальную вещественность. Особенно это проявляется в каргопольских работах. Здесь живопись И.Попова смыкается с живописностью картин В.Стожарова, это не удивительно, так как совместные творческие поездки, общность взглядов и энергичный темперамент В.Стожарова, не могли не оказать влияния на творчество И.Попова. Но и здесь художник остается верен себе, сохраняет свою индивидуальность, его письмо с натуры наряду с точностью наполнено пластическими и ритмическими находками. Мажорный, мощный мазок сочетается с тонкими, изящными ударами кисти, которые придают пейзажу стройный и законченный вид. Прочтение полотна строится у мастера не только чисто живописным подходом к работе, оно также дополняется сложно разработанными, сменяющими друг друга планами. Композиция сразу приобретает сложный и организованный строй. Цвет здесь играет главную роль, он собирает отдельные элементы с логичную и выверенную систему. И.Попов в то же время не пренебрегает рисунком, он пользуется им как для более характерного показа самобытного старого городского мотива, так и для придания узнаваемости отдельным деталям городской застройки. Это особенно проявляется в тех работах, где изображается, какой то конкретный дом, причем художник показывает его крупным планом, сразу сообщая постройке значительность и монументальность. Таковы, например работы: «Судиславль. Красный дом» (1962), «Каргополь. Красный и желтый дом» (1963).

Значительное место в творческой биографии художника занимает его работа в доме творчества им. Д.Кардовского в Переславле-Залесском. Руководителем дома творчества тогда был А.Тутунов, именно во многом благодаря ему здесь сложился творческий коллектив единомышленников, которых объединяли схожие взгляды на темы и методы живописной работы. В 1960-ые годы здесь работали помимо И.Попова: Э.Браговский, В.Стожаров, И.Сорокин и другие художники которые в последующем заняли ведущие позиции в отечественной живописи.

По воспоминаниям А.Тутунова, И.Попов работал в Переславле-Залесском увлеченно, с большой энергией и желанием. Результатом этой деятельности помимо многочисленных натурных пейзажей, становится картина «Колхозный рынок», большое жанровое полотно, где действующие лица и городской пейзаж являют собой неразрывную живописно-пластическую среду. В этот период творчество И.Попова сближается с живописью А.Тутунова, их объединяет не только дружба, но и совместная творческая деятельность, поездки в Плес и на Каму. Творчество художников примечательно обостренным лиризмом и наполнено показом будней русской провинции.

На рубеже конца 1960-х годов, начала 1970-х годов начинается новый этап живописи И.Попова. Тематика провинции сменяется городским пейзажем, главным образом московским. Этот поворот в творчестве живописца в целом укладывается в общую художественную ситуацию 1960-1970-х годов, когда стало очевидно, что бытовой жанр существенно меняется, а тема провинциальных будней, предоставившая такие широкие возможности художникам «традиционалистам» в 1960-е годы, к следующему десятилетию была исчерпана. Жизнь выдвинула перед искусством новую проблематику, и она была принята целым рядом живописцев, в том числе и «традиционалистами». Так, И.Попов намеренно сужая географию творческих интересов, углубляет нравственные и духовные основы своего искусства, ищет атмосферу, наиболее родственную его внутреннему миру. Меняются живописно-пластические особенности творчества художника. Письмо работ И.Попова становится глубоко личным, автобиографическим. С конца 1960-х годов тема Москвы становится главной в творческих поисках живописца. И.Попов понимает, что тема большого города требует несколько иного подхода к строю и образности картины, чем это было в «провинциальном» цикле художника. Что же меняется у И.Попова? Прежде всего, в новых работах заметно, что многослойная фактура, выразительное живописное письмо, сменяется живописью более широкой, менее пастозной, где цвет насыщен оттенками и многочисленными рефлексами. Изучая московские работы И.Попова то видно, что живописную составляющую своих работ он подчиняет образной сути города, внутренним законам его изменчивой жизни. В своем творчестве живописец намеренно уходит от суеты, людских толп, напряженного ритма жизни, от звуков, пронизывающих город. Его привлекают малолюдные пейзажи, тихие уголки Москвы, располагающие к спокойной созерцательности размышлений. Интерпретация пейзажа становится другой. Художник старается выразить свое личное мироощущение, перенести восприятие жизни в план духовных волнений. Именно поэтому мажорная, пастозная живопись «каргопольского» и «судиславльского» циклов кажется И.Попову здесь менее уместной.

Такое же обращение к другой проблематике наблюдается в этот период и в творчестве других «традиционалистов». В начале 1970-х годов многие из соратников и друзей И.Попова ищут новые подходы для раскрытия пейзажной темы. Особенно это проявилось в творчестве А.Тутунова и Э.Браговского. Письмо А.Тутунова в этот период отходит от натурной правдоподобности и весомой материальности как у В.Стожарова и И.Попова, оно становится экспрессивным, со стремительным мазком, сообщая его живописи определенную недосказанность, что оставляет широкое поле для интерпретации изображаемого мотива. Таковы, например работы: «Жаркиесумерки» (1969), «Бабье лето» (1969), «Апрельское солнышко» (1970). Э.Браговский заметно усиливает декоративно-насыщенную составляющую своей живописи. Натура для художника выступает лишь как повод творческой переработки действительности. На основе натурного наблюдения живописец в зависимости от задачи усиливает или ослабляет интенсивность цветов, добиваясь исключительно смелых колористических находок. К числу таких работ можно отнести: «Красный дом» (1968), «Голубой март» (1970).

У И.Попова прослеживается другая тенденция, сосредоточив свое внимание на пейзажах Москвы, художник стремится создавать спокойные уравновешенные композиции, сообщая им вдумчивый и созерцательный характер повествования, решая это за счет мягкой тональной живописи. Этим отличаются работы: «Первый снег» (1968-1972), «Праздничный май» (1969-1973). В серийности картин большой московской серии, каждый вид, написанный, из окна мастерской художника или с натуры стал одним из фрагментов в цепи неторопливых раздумий автора о городе, его образной сути, о внутренних законах его изменчивой жизни, о вечной проблеме человека и города. Сделанные на одном «дыхании» московские пейзажи И.Попова покоряют своей непосредственностью в изображении натуры, лиризмом, душевной теплотой. Многоликая и разновременная архитектура, формирующая своеобразие городского облика, является конструктивным началом в пейзажных полотнах художника. Город встает в них плотными ярусами зданий, замыкаются домами перспективы улиц, живописные уголки парков упираются на горизонте в многоэтажные громады. В этом характерном облике Москвы конца 1960-х, начала 1970-х годов И.Попов находит для себя такую же естественную красоту, как и в своих пейзажах предыдущего периода, посвященных городам русской провинции. Находя особенную привлекательность в живописных местах старой Москвы, художник далек от желания представить город музейным заповедником, ему не свойственна ностальгия по минувшему прошлому. Своеобразная красота столицы воспринимается им с позиций человека современной ему эпохи. Поэтому так органично вписываются в пейзажи урбанистические силуэты шаболовской телебашни или труб МОГЭСа, бегущие по набережным машины и телефонные будки в переулках. В гармоничном и цельном мировосприятии И.Попова бесконфликтно соседствуют старая и новая Москва. Художник находит сюжеты, на первый взгляд, непритязательные, но скрывающие за собой квинтэссенцию взгляда современного человека на события. В этом плане живопись И.Попова так же пересекается с живописью его собратьев по творчеству, А.Тутуновым и Э.Браговским. Все трое по своему складу своего дарования являются пейзажистами-лириками. Но И.Попов всегда выделялся своим философским и одновременно поэтичным характером мировосприятия, что позволило ему создать ряд глубоко психологических, эмоционально насыщенных работ. И.Попов стремился выразить в, казалось бы, камерных мотивах и внешне бесхитростных сюжетах глубокие мысли и возвышенные чувства. Все это, наряду с безупречной материально-вещественной стороной воплощения замысла, а именно свободное владение живописным материалом, являлось определяющей стороной художественного дарования Игоря Александровича Попова, одного из значительных мастеров отечественной реалистической школы живописи второй половины XX века.