Людвиг Мис ван дер Роэ. Вилла Тугендхата в Брно. 1928-1930 годы (Чешская республика). универсальный план как основа формообразования.

«То, что не имеет ясной структуры,

                нас вообще не интересует».

 

                                                                             Людвиг Мис ван дер Роэ.

 

 

Людвиг Мис ван дер Роэ является безусловно выдающимся архитектором XX века. Он занимал ведущие позиции в мировой архитектуре и оказал колоссальное влияние на процесс ее развития 1920-х – 1950-х годов, да и сейчас деятельность и наследие великого мастера находится в постоянном поле зрения современных архитекторов и дизайнеров. Людвиг Мис ван дер Роэ своими работами, как осуществленными так и оставшимися на бумаге шел в авангарде архитектурной мысли. Из его творчества современная теория архитектуры предстает перед нами в начале XXI во всей своей конкретике и органической ясности. Мис ван дер Роэ своими постройками, равно как и теоретическими рассуждениями дает хорошо продуманные, четко сформулированные ответы на проблемы архитектуры 20-го столетия. В своем непрестанном творческом поиске он шел к осмыслению и к сформированию концептуальных решений для универсального использования их в проектной практике.

Структура интерьера в такой концепции, по глубокому убеждению Миса ван дер Роэ, не должна быть жестко привязана к изменчивым и зачастую непостоянным формам его использования. Архитектор исходит при разработке внешнего объема здания и взаимного расположения отдельных его частей исключительно из их функционального предназначения. Таким образом Мис ван дер Роэ приходит к утверждению одного из главных своих принципов: «свободный» или «универсальный план», как универсальное средство по формированию внутренней структуры сооружения.

Прежде чем приступить к обсуждению виллы Тугендхата в Брно, необходимо отметить, что еще в 1923-х – 1924-х годах. Мису ван дер Роэ в своих проектах «сельского дома из кирпича» и «дома из железобетона» удалось сформулировать новую концепцию пространства. Внутреннее пространство дома представляло собой не изолированные помещения, а членилось на отдельные функциональные зоны. Стены дома выводятся за пределы интерьера тем самым, устанавливая его тесную связь с окружающей средой. Свободно перетекающее пространство, таким образом, располагалось не только в границах интерьера, оно с помощью и посредством отдельно стоящих перегородок «циркулировало» из интерьера во внешнюю среду и обратно. Вместо отдельных окон, Мис ван дер Роэ применяет здесь сплошные остекленные поверхности, причем трактует их именно как элемент архитектуры.

В проектировании намечается разделение интерьера на жилую и хозяйственную зону. Свободный плана дома является свидетельством изучения Мис ван дер Роэ творчества Фрэнка Ллойда Райта, но Мис ван дер Роэ идет дальше, поступает еще более радикально. Согласно собственным высказываниям он стремился к «последовательности пространственных эффектов» и отмечал, что «Стена теряет свой объемный символ и обслуживает исключительно структуру дома». Мис ван дер Роэ использовал эти работы как своеобразный полигон по выработке общей проектировочной стратегии и разработке первичной пространственной структуры.

Воплощением этих принципов явилась программная работа Мис ван дер Роэ - павильон Германии на Международной выставке в Барселоне 1929 г. Воздействие этой постройки на современную архитектуру трудно переоценить. Здесь получил свое оформление и реализацию принцип  «универсального плана» и поставлена постановка вопроса о взаимодействии формы и функции. Мис ван дер Роэ говорил по этому поводу:  «Форма – не цель, но результат нашей работы» и что здание должно быть сформировано по принципу «идеальной упаковки» для любой функции.

Мис ван дер Роэ одним из первых в этой работе обратился к естественным строительным материалам, но применил их в контрастном сочетании с материалами промышленного изготовления – сталь, хром, стекло. Архитектор последовательно провел свой принцип четкого разграничения несущих и ненесущих элементов конструкции: так называемый принцип «кожи и костей». Павильон Германии на Международной выставке в Барселоне принес Мис ван дер Роэ мировое признание и известность. Дальнейшая разработка этих идей нашла свое логическое продолжение в проекте виллы Тугендхата в Брно.

В 1928 году во время работы над павильоном в Барселоне, к Мис ван дер Роэ обратилась респектабельная семейная пара Фриц и Грета Тугендхат. Они получили от родителей невесты свадебный подарок земельный участок в Брно, который в то время являлся центром современной архитектуры в Чехословакии. Выбор Мис ван дер Роэ, как архитектора проекта виллы не был случаен. Грета Тугендхат в течение нескольких лет жила в Берлине, где  была знакома с деятельностью и работами  Мис ван дер Роэ. Архитектор разрабатывал проект и конструкцию дома в течение 1928 – 1929 года. Тугендхаты предоставили ему полную финансовую независимость и творческую свободу.

Следовательно, для Мис ван дер Роэ данная работа давала уникальную возможность реализовать как свою архитектурную концепцию, так и спроектировать оборудование и мебель для дома. Мис ван дер Роэ стремился и это было логично и естественно продолжить развитие идей павильона в Барселоне, но в данном случае необходимо было учитывать вполне конкретные жизненные потребности заказчика. Это был жилой дом, а не экспозиционный павильон. Мис ван дер Роэ блестяще справляется с данной задачей. Как справедливо отмечал крупный немецкий исследователь в области архитектуры Юрген Едике  «То, что в Барселоне могло восприниматься как причудливая игра плоскостями и материалами, здесь превратилось в концепцию жилого дома».

Идея виллы Тугендхата состояла в нахождении баланса между открытыми и ограниченными пространствами и взаимодействии их с внутренней структурой дома. Вилла состоит из двух этажей и располагается на склоне косогора. Мис ван дер Роэ удачно использует эту особенность местности как основу для проектирования размещая помещения в двух уровнях. Верхний этаж помещается на уровне улицы, здесь находится входная зона. Постройка отличается чистотой формы, белый цвет формирует ее силуэт, на этом фоне четко выделяется темный рисунок дверей, ворот гаража, оконных проемов и окантовки плоской кровли. Данный прием усиливает горизонтальность членений верхнего этажа, подчеркивает протяженность дома, выявляет структуру сблокированных объемов. Входная зона фланкируется гаражом с одной стороны и жилыми комнатами с другой. На плане виллы видно, что Мис ван дер Роэ применяет модульную сетку для проектирования интерьеров и объемов виллы, это видно если посмотреть на характер покрытия входной зоны и открытой террасы. Архитектор разбивает его на симметричные квадраты, которые задают рациональную модульную систему, куда вписываются помещения верхнего этажа.

Рассмотрим верхний уровень, он состоит из трех объемов. В первом блоке находятся гараж, санузел и жилая комната шофера, посредством плоской кровли этот блок связан с другими объемами. Другую структуру формируют два других блока, причем на плане видно, что они имеют сходные очертания и отличаются только по масштабу. В них находятся: входной холл, лестница на нижний уровень, жилые комнаты для хозяев и детские комнаты. Жилые хозяйские комнаты имеют выходы на открытую прогулочную террасу, откуда открывается великолепная панорама старого Брно. На террасу можно так же попасть, пройдя между блоком гаража и основными помещениями. На ней располагается полукруглая скамейка и прямоугольная беседка для вьющихся растений. Интересная деталь - очевидно, что полукруг скамейки повторяет полукруг лестницы ведущей на нижний этаж.

В проекте плана нижнего уровня Мис ван дер Роэ последовательно проводит идею по созданию универсального пространства для различных функций, добиваясь гибкости и мобильности планировки помещений. Чтобы попасть на нижний этаж, надо войти в центральный входной холл, который располагается за имеющей плавные очертания стеклянной стеной, матового молочного оттенка. Эта стена формирует лестницу, ведущую на нижний уровень. Площадь нижнего этажа составляет 280 кв.м. Здесь находится область с блоком комнат прислуги, кухни, кладовой и других подсобных помещений. Причем открытая с большим остеклением зона общего предназначения контрастирует с более ограниченными имеющими традиционные оконные проемы другими помещениями.

Общее пространство, занимает большую часть нижнего этажа и имеет размеры 15 х 24 м.  Оно включает в себя вестибюль, гостиную, столовую, рабочую зону с библиотекой. С западной стороны его ограничивает блок вспомогательных помещений, с севера, проекционная комната для показа кинофильмов, с востока большой, протяженный зимний сад, на юг, где открывается живописный вид на старый город. Как уже говорилось выше Мис ван дер Роэ в проекте виллы стремился использовать и развить опыт Барселонского павильона. Это нашло свое отражение не только в области планировки интерьеров, но и в конструктивной составляющей проекта. Архитектор применяет здесь, что и в Барселоне крестообразные в сечении, выполненные в хромированном металле опоры, играющие роль колонн. Они же в сочетании с отрезками стен являются несущей конструкцией дома. В планировке интерьеров Мис ван дер Роэ применяет тот же принцип свободного плана, что и в Барселонском павильоне, однако в интерьерах виллы Тугендхата диалектика игры колонн и планов была заменена на подачу пространства, которое одновременно заключает в себе элементы интеграции и разделения, а так же определенный фактор трансформации. Это отчетливо прослеживается на примере формирования структуры интерьеров, общей зоны нижнего этажа чье свободно перетекающее пространство, подразделяется на отдельные функциональные зоны перегородками. Надо отметить, что помимо зонирования помещения эти перегородки визуально собирали большое пространство, взаимодействуя с четким ритмом хромированных колонн. Прямая перегородка из золотисто-охристого оникса идущая параллельно длине дома отделяет рабочую зону с библиотекой от внешнего объема гостиной. Особенно примечательна полукруглая перегородка из макассарского эбенового дерева, которая отгораживает столовую зону с круглым столом посередине от остальной части помещения. Этот мотив полукруга уже встречался в абрисе межэтажной лестницы и в контурах скамейки на открытой террасе, к тому же материал перегородки привносит в интерьер элемент экзотики, придает ему изыск буржуазной респектабельности.

Мис ван дер Роэ применяя в отделке виллы такие дорогие и «модные» материалы, как оникс, хромированный металл, линолеум высокого качества, ценное экзотическое дерево, ставит перед собой задачу, чтобы выполненные из них элементы интерьера выступали в роли самодостаточных, само ценных компонентов. И в некоторой степени они своей эстетикой заменяли в интерьере произведения искусства. Кстати, сейчас этот прием распространен в современном проектировании. Впрочем, как и в Барселонском павильоне, Мис ван дер Роэ помещает в зоне гостиной у перегородки из оникса скульптуру в виде женского торса. Скульптура служит дополнительным визуальным, пластическим акцентом в интерьере и ее благородная матовость выгодно оттеняется гладко полированной фактурой оникса.

Предпочтение Мис ван дер Роэ скульптуре как виду искусства для декора интерьера неслучайно, думается, что она привлекала его своим сходством с архитектурой, тот же объем, та же пластика и сложное формообразование.

Помимо перегородок другим элементом по разграничению зон основного помещения выступали серия шелковых занавесей выполненных в приглушенных, светлых тонах. С их помощью пространство приобретало дополнительную, мобильную трансформацию, можно было быстро в дополнение к стационарным перегородкам отделить столовую и рабочую зону от гостиной. Развивая идею о визуальной, пространственной связи между интерьером и внешней средой, Мис ван дер Роэ применяет сплошное остекление по фасаду со стороны сада. В сад можно было попасть, выйдя через дверь в конце столовой зоны и спустившись по ступенькам лестницы с открытой террасы. Кстати, для большего единства внутренней и внешней среды, проектом предусматривалось смелое технологическое решение как, автоматическое опускание стеклянных стен в высокий цоколь, тем самым, внутреннее помещение преобразовывалось в открытую террасу.

Что касается колористической гаммы интерьеров, то она исходит из качества и «чистоты» отделочных материалов, материалов оборудования и мебели, и отличается строгой, изысканной эстетикой. В основную черно-белую составляющую, добавлены неброские, но изысканные  оттенки фактур элементов интерьера.

Отличительной чертой проекта виллы Тугендхата было то, что все оборудование интерьеров было лично разработано Мис ван дер Роэ. Это было отражением его установок на единство создания жилой среды интерьеров и скрупулезная тщательность в проработке деталей. Отсюда его знаменитые высказывания: «бог – в деталях» и «большое в малом». Особенно примечательно мебельное оборудование для виллы. Здесь Мис ван дер Роэ представил свои знаменитые модели: самобалансирующееся кресло «Брно», стул и табурет «Барселона», кофейный столик, самобалансирующиеся стул и кресло «МR». Все они давно уже стали классическими, программными произведениями мебельного дизайна XX века и морально не устарели до сих пор.

В настоящее время эти образцы активно используются архитекторами и дизайнерами для современных интерьеров и всегда узнаваемы. Их актуальность заключается, прежде всего, в отточенной логике и совершенной конструкции.

Проект и постройка виллы Тугендхата сразу были замечены современниками, о впечатлении, которое они произвели, можно судить по высказыванию Филиппа Джонсона доктора искусствоведения, впоследствии выдающегося архитектора США второй половины XX века, ученика и друга Мис ван дер Роэ: «Это похоже на Парфенон. Фотографии не передают полностью впечатление о этой постройке!».

Строительные материалы, которые применялись при постройке дома, его площадь, назначение, бюджет однозначно позиционировали виллу Тугендхата, как выдающиеся произведение строительного искусства. К слову сказать, термин «строительное искусство» очень любил Мис ван дер Роэ, так он называл архитектуру.

На примере виллы Тугендхата было показано и апробировано новое представление о пространстве интерьеров. Влияние этих идей Мис ван дер Роэ на весь дальнейший процесс развития современной архитектуры очень велико. Как точно отмечал в 1958 г.  Юрген Едике: «Единством внутреннего содержания и наружного облика, привлекательностью вписанных в рельеф местности форм, раскрытием в окружающую природу, а главным образом гармонией пропорций вилла Тугендхата может быть отнесена к классическим образцам современного жилища». Стоит упомянуть, что Фриц и Грета Тугендхат после присоединения Чехословакии к фашисткой Германии вынуждены были эмигрировать из страны в 1938 г. Во время Второй мировой войны в вилле размещался офис авиационной компании «Оstmark», а после освобождения Брно в 1945 г. Советской армией, здание спустя некоторое время было передано институту физиотерапии Чехословакии. В 1963 г. вилла Тугендхата была объявлена памятником архитектуры, а 1985 г. была восстановлена в первозданном виде. В  2001 г. вилла Тугендхата была признана ЮНЕСКО памятником культуры и архитектуры международного значения. Официальный сайт:  http://www.tugendhat.eu/en/