Алвар Аалто. Вилла Майреа в Нормаркку. 1938 - 1939 годы. (Финляндия). Особенности образно-функциональной составляющей метода архитектурного проектирования.

                                                              «Природа, а не машина, - вот главная                                                                                     

                                                                модель для архитектуры».

                                                                                                               Алвар Аалто

 

Алвар Аалто принадлежит к тем мастерам архитектуры, которые не просто являлись выдающимися мастерами своего времени, а которые в процессе своей практики, что представляет особый интерес и актуальность, подходили в своем творчестве не с формально-абстрактных позиций, а культивировали в поиске конкретной архитектурной ситуации эколого-гуманистические начала, как наиважнейший аспект их деятельности. Будучи наиболее последовательным и убежденным сторонником «современного движения» в архитектуре, Алвар Аалто, и в этом, наверное, главная его заслуга, привнес в европейский модернизм (функционализм), линию гармонии функции, и, по словам самого Аалто «…структур, которые в большей мере соответствовали бы жизни, больше отвечали бы человеческим чувствам». Наделив в своем творчестве психофизиологический фактор, действенной методой проектирования, делая его приоритетным, Аалто скупыми и вместе с тем отточенными средствами добивался не только гармоничного синтеза природной и создаваемой среды, а так же цельности и логической связи внешнего объема и внутреннего пространства. Он добивается установления связи между формальной стороной архитектурного процесса и общепринятых понятий о комфорте, как физического, так и психологического характера.

Вилла «Майреа» этот синтез природного ландшафта и самого здания, его внешнего плана и внутренней структуры интерьеров является наиболее показательным для творческих принципов Алвара Аалто. К проектированию виллы Аалто приступил в 1938 г., в сорокалетнем возрасте, в расцвете своих творческих сил. За его плечами уже был целый ряд ярких и знаковых построек, из которых надо отметить туберкулезный санаторий в Паймио 1929-1933 гг., и городскую библиотеку в Выборге 1930-1935 гг. Эти проекты относились к разряду общественных сооружений, кроме одного, а именно проекта собственного дома Алвара Аалто в Мунккиниеми 1934-1936 гг. Хотелось бы обратить внимание, что у дома в Мунккиниеми и у виллы «Майера» есть несколько характерных общих черт, это касается как плана, так и выстраиваемой структуры интерьера. Относится это не столько и не только к конструкции зданий и, материалам которые применялись в их постройке. Речь идет, прежде всего, о расположении объемов помещений, которые образуют своим контуром внутренний дворик, террасные зоны на уровне второго этажа. Связующим элементом разно функциональных помещений, плоских кровель, здесь является использование дерева как общего мотива для выявления единства целого, свободно перетекающего внутреннего пространства интерьера, то, что принято называть «свободным планом». Таким образом, то, что разрабатывалось на примере собственного дома Аалто, нашло дальнейшее развитие в концепции виллы «Майреа». Сам архитектор отмечал, что «Частные архитектурные случаи можно использовать в качестве своего рода опытной лаборатории…». Иными словами частный заказ, особенно если есть в этом единство с заказчиком (а «Майреа», являлась, как раз именно тем случаем для Аалто, так как была построена для друзей архитектора – Гарри и Майры Гулликсен, художницы, по имени которой и названа вилла), предоставляет для архитектора широкое поле для апробирования своих творческих разработок и концепций. Можно сказать, что в характере планировки внешнего и жилого внутреннего пространства виллы «Майреа», нашло реальное воплощение современное понятие «экожилища», что представляет собой особую актуальность применительно к сегодняшней нашей действительности и важность которого, Аалто понимал и разрабатывал на протяжении всей своей деятельности как архитектора.

Вилла располагается на вершине холма среди окружающего ее хвойного леса. В отделке экстерьера здания архитектор использует тонкое сочетание материала и цвета: цоколь облицован сланцем, жалюзи на окнах из сосны, ограждения балконов и внешней облицовки мастерской выполнены из тикового дерева, стены сделаны из кирпича, который затем был побелен. В композиционном центре постройки размещается дворик с декоративным стриженым газоном и бассейном. Дворик окружен с трех сторон жилым пространством комнат, крытой галереей и финской баней. Крытая галерея выступает здесь как связующий компонент между основным объемом постройки и небольшим модулем бани, объединяя их в единое структурное целое. Кстати на плане можно отметить, что рисунок основного объема виллы находит отклик в очертаниях меньшего объема образуемого баней и бассейном. Аалто, желая избежать центрированной оси смещает бассейн от центра композиции в сторону объема бани и элегантно соединяет их небольшой деревянной площадкой. Таким образом, бассейн, замыкая на одном фланге композицию виллы, своими очертаниями находит ответ в плавном абрисе объема центрального входа с противоположной стороны, сообщая дворику камерное, домашнее звучание. Для более естественного вписывания виллы «Майера» в окружающий пейзаж, Алвар Аалто применяет такой смелый и острохарактерный прием, как размещение на плоской кровле крытой галереи декоративного газона, скрадывая протяженность этого объема в масштабе общего природного окружения.

Основную часть здания занимает единое многофункциональное пространство площадью около 250 кв. м. Это помещение, сформированное по принципу единого, свободного плана могло по желанию трансформироваться на различные отдельные зональные отсеки при помощи скользящих перегородок обитых войлоком. Так как заказчики увлекались собиранием коллекции современного искусства, эти перегородки играли роль экспозиционных стен для демонстрации произведений живописи, они же выступали в роли запасников коллекции. Архитектор, ясно  представляя себе функциональную различную принадлежность данного помещения, за счет заложенного в его структуре трансформации, избежал превращения жилого пространства виллы в стационарный выставочный зал, придал ему характер мобильности и удобства. Как отмечал сам Аалто «… мы стремились создать образец взаимоотношений искусства и жилья…». В результате сформировалось помещение где, по словам архитектора «…непринужденно сочетались изобразительное искусство и будничная жизнь».

Интерьеры общего пользования первого этажа представляют собой единое, свободное в плане пространство, акцентирование зон которого осуществляется за счет небольших перепадов уровня пола и разных материалов его покрытия. В покрытии вестибюля центрального входа используются темно-коричневые керамические плиты, обеспечивая своим укрупненным масштабом плавный переход от экстерьера к внутреннему объему постройки.

Из вестибюля, поднявшись по четырем ступеням выполненных из белого бука, мы попадаем в большое многофункциональное помещение, состоящее из гостиной и экспозиционной зала, одновременно являвшегося музыкальным салоном. Слева по плану рядом с гостиной располагается просторная столовая. Мощение плиткой в гостиной и столовой, имеет, подчеркнуто меньшей модуль, чем в центральном холле. Аалто выделяет эти зоны с помощью разно модульного плиточного покрытия пола имеющего красно-коричневую окраску и «паузой» ступеней из бука светлого оттенка.

Основной объем интерьеров виллы составляют сразу несколько структур: два квадрата и два параллелепипеда, причем один из двух модулей этих геометрических форм является большего, а другой соответственно меньшего размера. Столовая находится в параллелепипеде малой формы, за ней располагается параллелепипед большего объема, включающий в себя технические помещения, кухню, кабинет, комнаты и санузлы. Центральный вестибюль главного входа с одной смещенной стороной образует квадрат меньшего размера, а гостиная и зона экспозиции вместе с зоной холла перед выходом в сад образуют вместе в плане большой квадрат, по середине которого проходит волнистая разграничительная линия, отделяющая на различные зоны гостиную от экспозиционного пространства. Это подчеркивается еще и различными материалами покрытия пола -  буковый пол экспозиционного зала и керамический пол зоны гостиной. В мощении пола холла перед садом был применен натуральный камень произвольной формы, это добавило помещению камерности и естественности, тем самым архитектор подчеркнул отличие этого пространства от входной зоны центрального вестибюля. В гостиной у стены, которая обращена в сад, с одной стороны располагается камин, а с другой стороны, лестница, ведущая на второй этаж. Ленточный характер расположения окон, что особенно четко прослеживается в основном пространстве общего назначения и раздвижная конструкция части стен, позволяют, по словам Аалто «… полностью «открыть» дом в сад», в результате этого окружающий дом пейзаж становится активным фактором по формированию художественного образа интерьеров. Такая позиция, а так же тонкое понимание свойств и тектоники материала, говорит о серьезном изучении Аалто традиций и философии японской архитектуры. Но почерк Алвара Аалто всегда индивидуален используемые в интерьерах виллы «Майреа» обработанные вручную детали из дерева, стекла и керамики, формируют качество характерное именно для скандинавской архитектуры. Колонны основного объема общего пространства играют важную роль в организации интерьера. Помимо опор, несущих на себе конструктивную нагрузку, Алвар Аалто помещает здесь и колонны меньшего диаметра, которые не являются несущими. Некоторые из них, такие как, вертикали у лестницы на второй этаж касаются пола и создают сложный ритм этой зоны, другие же архитектор располагает в свободном ритмическом порядке вдоль стены, не доходящей до потолка и имеющей плавный контур, (она отделяет вестибюль от основного помещения). Здесь эти колонны не доходят до пола их задача другого рода они выполняют функцию дополнительного зонирования, и что еще более важно вместе с другими такими же вертикалями сообщают этому большому помещению дополнительную образную нагрузку. Эти структуры порождают в памяти характер финского леса, вертикализм карельской сосны. Основные несущие колонны, выполнены из окрашенной, в темный цвет стали, чтобы лишить их массивности и связать их с общим решением интерьера, архитектор оборачивает деревянной структурой из бересты, как бы маскируя их в пространстве, но оставляя открытым их основание и верх. Эту черту Алвара Аалто - использование дерева как одного из основных материалов, отмечает доктор искусствоведения, профессор МГХПУ им. С.Г.Строганова, исследователь в области интерьера Соловьев Н.К. который отмечал такой аспект деятельности Алвара Аалто, как широкое применение дерева в его интерьерах, в частности в интерьерах виллы «Майреа». Этому способствовали по его словам, с одной стороны национальная финская традиция в области архитектуры и градостроительства, а с другой стороны, те прекрасные качества дерева, которые ценил сам Аалто это его природность, экологичность, не теплопроводность, тактильный комфорт. В интерьерах виллы нашли широкое применение такие различные породы дерева как тик, бук, карельская сосна, использование которых отвечали не только функциональной, но и эстетической, психологической проблематике проектирования ибо, по словам Аалто «Функционализм оправдан лишь в том случае, если он охватывает и сферу психологии. Это единственный путь гуманизации архитектуры».

По контрасту с этой деревянной структурой разграничительная стенка вестибюля выполнена из кирпича окрашенного в белый цвет, его рукотворная, шероховатая фактура вступает во взаимодействие с гладкой поверхностью напольной плитки и текстурой опор интерьера. Потолок многофункционального пространства поддерживает тему дерева в интерьере. Он выполнен из сосновой рейки, которая объединена в систему крупно модульных квадратов. Их масштаб перекликается с четкой сеткой плиточного покрытия пола. Теплый тон потолка, цвет вертикальных опор, красновато-коричневый цвет плитки вступают в пластическое взаимодействие, объединяя общее пространство и одновременно визуально ограничивая его. Реечный потолок играет помимо эстетической еще и техническую роль. Являясь подвесным и располагаясь ниже бетонных перекрытий, он, таким образом, включает в себя некоторый объем,  используемый для вентиляции и для  поступления кондиционированного воздуха в помещение. Рейки на потолке, образуют, продольный рисунок через него, как через фильтр, очищенный воздух равномерно поступает в интерьер, частично обогревая его.

На втором этаже дома расположены частные жилые комнаты и просторная мастерская, обшитая снаружи деревянными рейками с закругленными краями. Форма реек, подчеркивает выразительную текстуру дерева и плавность контуров надстройки мастерской. Из этих помещений наибольший интерес представляют на наш взгляд две большие спальные комнаты. Архитектор связывает спальни между собой общим функциональным пространством, которое включает в себя санузел и тамбур. Тамбур является связующим модулем между спальнями и из него можно попасть в просторный санузел, а так же выйти на открытую террасу второго этажа. Таким образом, Алвар Аалто из спален и смежного с ними промежуточного модуля формирует единый, структурный мини-блок. Сами спальни похожи между собой в плане: они имеют продольное расположение и выходят большими окнами на террасу. В каждой спальне одну из боковых стен занимает встроенное мебельное оборудование. Алвар Аалто решает здесь не просто утилитарную задачу, он выстраивает композиционные и цветовые отношения в интерьере. В отличие от интерьеров первого этажа, решенных в теплой гамме, в интерьере спален преобладает белый цвет, а контрастное решение диагонали встроенных шкафов выполненных в темном дереве сообщает жилому пространству ощущение фактурного и визуального акцента. Часть потолка спален занимает волнистая линия подвесной конструкции, она также сообщает интерьерам дополнительную пластическую выразительность. Необходимо также отметить, что в отличие от интерьеров первого этажа, на втором этаже Аалто не использует в покрытии полов спален дерево, проводя, таким образом, линию функционального и цветового контраста помещений различного предназначения. Вдоль террасы второго этажа, которая одновременно является балконом, протянуты поручни распространенный прием архитекторов-модернистов. На террасе  располагается небольшая винтовая лестница, ведущая на плоскую эксплуатируемую крышу. Такая конструкция крыши находится в контексте установок «современного движения » в архитектуре 1920 – 1930 гг., однако и здесь Алвар Аалто оставляет за собой право на индивидуальное, творческое решение: он ограничивает эксплуатируемую зону крыши гибким в плане, с волнистыми очертаниями легким ограждением. Тем самым, Аалто нейтрализует четкий характер планировки кровли, придает ей черты более естественного и органичного оформления, а также дополнительно устанавливает еще одну визуальную точку для связи здания с природным окружением.

Особенный интерес вызывает оборудование интерьеров дома, прежде всего элементы осветительной арматуры. Дизайн и конструкция светильников искусственного света отличаются своим индивидуальным характером в зависимости от функционального предназначения помещений. К примеру, в интерьерах общественной зоны находятся небольшие светильники, имеющие оболочку из меди, своим материалом и формой они удачно гармонируют с деревянным окружением. В вестибюле, располагаются светильники, которые своей конструкцией и белым цветом деликатно вписаны в общею среду помещения. В гостиной, помещен крупный светильник шарообразной формы, играющий роль дополнительного акцента в интерьере данного помещения. Светильники были разработаны Алваром Аалто совместно с его женой Айно, которая с самого начала деятельное участие в проекте, и ее помощь в работе Аалто высоко ценил и отмечал. Показателем этого является то, что все проекты Алвара Аалто вплоть до смерти его жены в 1949 году были подписаны «Айно и Алвар Аалто». Такая же подпись стоит под проектом виллы «Майера». По совокупности выше изложенных размышлений можно прийти к выводу, что своей композицией, планом и структурой интерьеров вилла «Майреа» представляет собой неординарный, сложный и наводящий на размышления проект. Как отмечал Леонардо Моссо, профессор архитектурного факультета Туринского политехнического института, еще молодым архитектором работавший в мастерской Алвара Аалто «Для всего творчества Алвара Аалто наиболее характерной чертой является неизменное стремление к гибкости и разнообразию решений. Эта приверженность к гибкости проявляется в исключительной связи внутренних пространств с внешним окружением, и чуть ли не в религиозном преклонении перед природой и особенностями местности». Эти слова вполне могут быть применимы к проекту виллы «Майреа» в Нормаркку, чья композиция и особенности внутренней планировки и организации внутреннего пространства интерьеров с полным основанием позволяют причислить ее к знаковым, классическим произведениям архитектуры XX века. Алвару Аалто удалось соединить в вилле «Майреа» принципы современной архитектуры – свободно-перетекающее пространство, внимание к естественному освещению, модернисткую форму с традициями финского деревянного зодчества. В этом проекте сплав новых понятий и традиционных методов генерировал вневременную архитектуру, которая и в нашей современной действительности, не теряется среди новых «модных» направлений. Вот почему данная работа Алвара Аалто продолжает позиционировать и привлекать внимание к себе, как контрольная точка отсчета для современных архитекторов и дизайнеров, работающих в данном направлении и развивающих его принципы.

Опубликовано в авторском учебном пособии МАО Натальи Нестеровой. "Основные тенденции по организации пространства интерьеров в частном домостроении европейского модернизма 1920-1930-х годов XX века". - М., 2009. - 88 с.